«Театрализованная деятельность дошкольников »
«Театр - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство»
Е.В.Семенов, К.С.Станиславский.
Одним из самых, эффективных, популярных и увлекательных направлений в дошкольном учреждении является театрализовано-игровая деятельность Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной, театральной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность в себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, формировать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения между детьми и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер.
Театрализованная игра - самая демократичная и доступная для детей деятельность, позволяющая решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативности и т.д.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
В 2014-2015 учебном году в группе «Умники» создан и работает театральный кружок «Золотой ключик».
Содержание занятий театрального кружка включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.
Одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является создание предметно-пространственной среды, которая не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Совместно с родителями в группе «Умники» оборудован уголок театрализованной деятельности - приобретены и изготовлены различные виды театров: Би-ба-бо, пальчиковый, теневой театры, настольный театр игрушек, изготовлены декорации, маски и шапочки основных сказочных героев, элементы костюмов для детей и взрослых, атрибуты для занятий и для спектаклей, ширма для кукольного театра, музыкальный центр, телевизор, медиотека (аудио- и CD диски).
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д.
В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
|